image
Главная » 2014 » Декабрь » 19 » Франшиза на растениеводство
17:17
Франшиза на растениеводство
 

 

Агрохолдинги могут отказаться от земледелия и получать больше прибыли

Землю никто не будет обрабатывать лучше собственника – это показал опыт хозяйствования фермеров США и стран бывшего СССР. Сейчас перед украинскими сельхозпроизводителями стоят все те же старые проблемы мотивации, воровства, качества и своевременности выполнения полевых работ, производственной дисциплины.

Многие компании, чтобы устранить эти негативные явления, тратят значительные средства и усилия – и все же несут потери. С другой стороны, фермеру, т. е. человеку, который владеет землей или же арендует сравнительно небольшие площади, нет смысла воровать у себя или выполнять работу некачественно.
Стать настоящим фермером в Украине тяжело. Надо обладать многосторонними знаниями по агрономии, механизации, управлению, финансам, маркетингу, логистике и т. д. Нужно иметь доступ к необходимым ресурсам, в т. ч. земле и современной технике. Однако одна из наибольших проблем – это деньги, в частности кредиты. Банки хотят как минимум:
• получить залог;
• быть уверенными, что фермер знает, что он делает;
• знать, что у фермера есть контракт на сбыт продукции;
• убедиться в наличии страховки.
Осилить эти условия требует усилий… Если только фермер не работает по франшизе на растениеводство.
По определению Википедии, франшиза – объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технологии со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с Законом об охране интеллектуальной собственности. Другими словами, фермер может выращивать продукцию для некой компании по технологии, предоставленной этой компанией, и при ее разноплановой поддержке.

Примеров франшиз в США тысячи – от таксистов, грузоперевозчиков, фаст-фуд-ресторанов («МакДональдс», «Старбак») до школ.
Формально фермеры в США не являются франчайзи. Но фактически – да, такой способ хозяйствования сложился здесь исторически. Сейчас участники франчайзинга переживают экономический рост; многие фермеры являются членами кооперативов Land-O-Lakes, CHS или American Crystal Sugar Company. Эти кооперативы обеспечивают технологическую поддержку, снабжение семенами, другими ресурсами и, самое главное, покупают их конечную продукцию. Практически это же делает Cargill – одна из крупнейших мировых компаний, которая занимается поставками продуктов питания, сельскохозяйственных, финансовых, промышленных товаров и услуг по всему миру. Кроме этого все упомянутые компании предлагают страхование и финансирование. Как правило, в этом случае фермерам нет необходимости иметь свои автотранспорт и хранилища или же иметь малые буферные мощности.

Используя американский опыт, передовые аграрные компании могут создать абсолютно новую форму бизнеса – растениеводческую франшизу.
Все без исключения мои знакомые фермеры в душе немного игроки. Они крайне редко заключают контракты на продажу всего потенциального урожая. Как правило, подписываются договора на обязательную поставку такого объема товара, который бы покрывал расходы на производство или был бы необходим для получения кредита. Остальное зерно аграрии питают надежду продать более выгодно на рынке, но, к сожалению, это не всегда получается. Те, у кого есть свои хранилища, ждут лучшей цены, а те, кто арендует хранилище, как правило, продают товар по низкой цене своим арендодателям.
Статистика показывает, что в США нет плохих или хороших продавцов, фермеры продают зерно практически по одной и той же цене. Вся разница в себестоимости – у хороших фермеров она значительно ниже.

Я предлагаю украинским агрохолдингам подняться на ступеньку вверх вдоль их вертикали создания добавочной стоимости: отказаться от земли и выращивания культур и перейти на глубокую переработку и производство пищевых продуктов. В общем-то, шаг очевидный, он позволит перенести финансы и другие ресурсы из полевого производства в производство более рентабельных продуктов, уменьшить риски, связанные с полевым производством, и улучшить финансовые показатели.

При этом главной задачей является контроль производства, качества и себестоимости сырья (зерна, свеклы, подсолнечника и т. д.). Переход от растениеводства к переработке не сделаешь в одночасье, будет он под силу только тем компаниям, которые имеют хорошо задокументированные и отработанные процессы, сложившиеся сельскохозяйственные и технические службы.

Именно для таких компаний я и предлагаю организовать франшизу на выращивание культур. Повторюсь – это совершенно новая форма франшизы.
Хочу отметить такой факт: значительно выгоднее инвестировать в увеличение урожайности, чем в расширение производства.

Пример для агропредприятия на 2000 га

Как пример давайте рассмотрим идеальный вариант – производство зерна на определенном участке около 2000 га. Фермер-франчайзи получает готовый бизнес «под ключ», который содержит участок земли, всю необходимую технику и технологии для выращивания зерна. Дополнительно агрохолдинг может обеспечить своих франчайзи всем необходимым – от семян, удобрений, ядохимикатов до топлива и запчастей. Агрохолдинг (АХ) будет также рекомендовать наилучшие сроки для всех операций и на этой основе организовывать доставку необходимых ресурсов.

Фермер будет получать рекомендации, когда и как выполнять все операции. Вся информация о его работе автоматически будет передаваться АХ. Согласно поступившим данным, АХ будет предоставлять последующие требуемые ресурсы, обеспечивать необходимую техподдержку. Собираемая информация позволит АХ постоянно оптимизировать технологические процессы.

В этом случае агрохолдинг сможет постепенно передать фермерам свои технику и земли как большими площадями (от 2000 га и потребностями в технике и технологиях), так и небольшими хозяйствами, в первую очередь заинтересованным в гарантированном сбыте конечной продукции, а потом уже в новых технологиях и комплексной поддержке.

Далее привожу некоторые возможные аспекты отношений между сторонами аграрного франчайзинга, а также основы его развития.
Договор должен быть отработан (это тема отдельной диссертации), причем местный аграрный банк участвует в этом процессе. Весь сервис и затраты на МТР оплачивает банк по факту доставки или выполнения работ, фермер получает какую-то минимальную зарплату. Франчайзер перекладывает все производственные риски на фермера.

Хорошо, если фермер будет жить на обрабатываемой земле. Американские фермеры живут на своей земле, они не гоняют тракторы на центральную усадьбу каждый день.

АХ оставляет за собой контроль земли, техники, МТР, технологий и создает сеть поставщиков исходных материалов (зерно, картофель, свекла и т. д.) для дальнейшего производства кормов или продуктов питания.

Фермер может самостоятельно покупать технику, брать на себя затраты по арендным выплатам на свой страх и риск.

Стоимость единицы продукции определяется урожайностью. Себестоимость производства зерна будет известна, по крайней мере, затраты на гектар.

Система учета работ – обязательная составляющая успеха. Ее эффективность будет определяться уровнем автоматизации и способностью к самообучению. Система должна оптимизировать технологические процессы и разрабатывать программы для каждой полевой операции. Это, в свою очередь, позволит прогнозировать спрос на все МТР в зоне АХ, оптимизировать их доставку в нужное время и место, включая уборку урожая. Следующим шагом и преимуществом будет разработка программ техобслуживания и снабжения запчастями с соответствующей логистической поддержкой. Такая служба также позволит лучше мониторить сельхозработы, будет стимулировать рост культуры земледелия и отслеживать поставки и качество сырья для переработки. Разработанные независимые агрорекомендации и опыт их создания позволят скорее районировать новые культуры и сорта.

Скотников Андрей

Переход к новой форме бизнеса косвенно положительно повлияет и на социальную составляющую. Агрохолдинг будет стимулировать трансформацию фермера из условно тракториста в настоящего собственника. Франчайзинг в земледелии ускорит процесс создания украинских фермеров и изменит сельскохозяйственный ландшафт. Появятся хутора, потребуется обновление всей сельской инфраструктуры (дороги, энергосети, школы и т. д.), хотя в этом случае без серьезной государственной поддержки здесь не обойтись.

Андрей Скотников,
изобретатель, основатель компании New Ag System (США), специалист по автоматизации технологических процессов в сельском хозяйстве

Опубликована в №4/2014

Источник http://www.zerno-ua.com

Просмотров: 752 | Добавил: Admin | Теги: Франшиза на растениеводство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar